Как писать вступление к сочинению по литературе примеры

Как написать вступление к сочинению по литературе? С чего начать сочинение по литературе?

Как писать вступление к сочинению по литературе примеры

Написание сочинения по литературе – это непростой процесс. Выполнение такого задания требует предварительной подготовки и немалого терпения. Впрочем, это известно каждому. Ведь сочинения пишут все школьники.

И не только по литературе, но и по другим предметам. Но не каждый знает, что вступление здесь является самой важной частью. От него зависит порой впечатление от всей работы.

Как написать вступление к сочинению по литературе?

Для чего их пишут?

Письменные задания в школе задают детям и подросткам, дабы приобщить их к творчеству, научить формулировать собственное мнение относительно того или другого вопроса. Написание сочинения на тему художественного произведения развивает литературный взгляд и формирует социально-нравственные ориентиры.

Начинать всегда сложно

Нередко случается, что ученик, имея собственный взгляд и точно зная, что он хочет сказать в предстоящей работе, не может сформулировать начальную фразу. Сложность в написании первого абзаца терзает многих.

Не только пятнадцатилетних школьников, но даже многоопытных литераторов.

Как написать вступление к сочинению по литературе, чтобы у читателя возникло с первых строк благоприятное впечатление? Каков должен быть объем первого абзаца, и ответы на какие вопросы в нем можно раскрывать, а на что следует лишь намекнуть? Ответы на эти вопросы – в статье.

Почему так важно грамотно написать вступление?

Психология читателя устроена таким образом, что он прежде всего обращает внимание на первые строки текста. Эффектное и четкое вступление не только делает все сочинение по литературе более привлекательным, но даже может скрыть кое-какие недостатки основной части. Письменное задание можно выполнить всего за час, но при этом потратить на создание первого предложения столько же времени.

Каким должен быть первый абзац?

Когда и как написать вступление к сочинению по литературе? Его можно составить уже тогда, когда основная часть задания готова. Вступление и заключение создают своего рода акцент в творческом задании, а потому они должны быть тщательно продуманы.

Но иногда написание первых строк принуждает автора задуматься, и именно первый абзац становится решающим в раскрытии главной темы. Поэтому, пожалуй, сочинение по литературе следует все же начинать с написания вступления.

Как в первом, так и во втором случае оно должно обладать следующими качествами:

  • лаконичностью;
  • четкостью;
  • отсутствием смысловых и семантических ошибок.

Готовые фразы для вступления

Сочинение по литературе должно быть грамотно написано. Несомненно, ошибок не должно быть не только в начале, но в основной части. Однако, как уже было сказано, читатели в первую очередь обращают внимание на вступления.

Для сочинений по литературе существует несколько клише. С помощью них можно создать первые эффектные фразы. Приведем примеры некоторых из них, а заодно и ответим отчасти на сложный вопрос о том, с чего начать сочинение по литературе.

  1. Ни для кого не секрет, что… Этой теме посвящали свои произведения великие авторы, потому как она была, есть и останется актуальной.
  2. О том, как важно… знает каждый. Об этом говорят школьные учителя. А писатели посвящают этой теме свои многотомные труда. Но, несмотря ни на что, проблема не разрешена, а ответы на насущные вопросы остаются на уровне теоретических знаний.
  3. (Идет риторический вопрос.) Этот вопрос волнует человечество на протяжении многих веков.

Эти готовые фразы частично отвечают на вопрос о том, как писать вступление к сочинению по литературе. Можно также заимствовать первые строки в сочинениях более опытных авторов. Однако следует всегда помнить, что плагиат – это дело неблагородное. А потому не только основную часть, но даже и вступление к сочинению по литературе писать лучше самостоятельно.

Цитаты

Сочинение можно начать с известной фразы писателя или исторической личности. Если творческое задание планируется писать на основе того или иного литературного произведения, то вступление можно дополнить цитатой автора.

Но и в сочинениях на другие темы можно прибегать к помощи великих мастеров художественного слова, бесспорно, не забывая о кавычках. Иначе цитаты превратятся в плагиат. Но ссылки на высказывания великих авторов должны гармонично дополнять письменную работу.

А уж если речь идет о вступлении или эпиграфе, то цитата в нем призвана передавать общий смысл основной части сочинения.

Замечательным источником для эпиграфов являются произведения Льва Толстого. У великого русского писателя относительно любого вопроса был готов ясный, хотя и несколько пространный ответ.

Какими должны быть предложения?

Стоит помнить, что писать сложно и непонятно имеет право лишь такой гений, как Достоевский. А удел простых смертных – простота и лаконичность. Форма должна соответствовать содержанию. Сложные предложения с множеством прилагательных вызывают лишь раздражение.

Об этом следует помнить на всех этапах написания эссе, но, так как мы рассматриваем вопрос о том, как написать вступление к сочинению по литературе, стоит сказать, что длинное предложение с кучей придаточных в первом абзаце порой отбивает желание читать все творение. Несомненно, писать не следует только короткими фразами.

Но длинные, если таковые рождаются, лучше чередовать с простыми предложениями.

О чем писать в первом абзаце?

Итак, как писать вступление к сочинению по литературе, более-менее понятно. Оно должно не быть отягощенным лишними словосочетаниями. Но что именно в нем стоит сказать? Вступление к сочинению по литературе – это своего рода анонс. Он выполняет важную функцию, поскольку оповещает о каком-либо событии, которое вскоре произойдет.

Вступления для сочинений по литературе можно сравнить с рекламным объявлением, которое мы слышим или видим по телевизору, потому как у них есть одна общая цель, а именно – привлечение внимания.

Аннотация

При написании первого абзаца любого творческого задания, независимо от того, какой теме оно посвящено, следует помнить, что он не только должен быть лаконичным, но и содержать информацию. При этом тема во вступлении не раскрывается, в нем есть лишь небольшой намек на содержание основной части.

Начало сочинения чем-то должно напоминать аннотацию к книге. На обложке издания читатель видит несколько фраз, которые заинтересовывают и побуждают к прочтению всего произведения.

Конечно, со школьным сочинением дело состоит несколько иначе. Учитель, хочет он того или нет, прочтет творение молодого автора.

Однако грамотно составленная вступительная часть может отразиться на его отношении к работе, а следовательно – на оценке.

Сочинение по художественному произведению

На уроках литературы нередко задают творческие работы по определенному произведению. В этом случае следует перечитать первоисточник особенно внимательно. Где-то автор непременно выскажет фразу, которая и может послужить вступительной частью.

Например, в сочинении о герое Михаила Булгакова Понтии Пилате можно привести фразу, сказанную Иешуа. Тот перед смертью передал прокурору слова: «Трусость – это самый страшный порок».

Во вступлении можно задать вопрос о том, почему среди всех человеческих грехов он считал самым страшным именно этот? А далее, в основной части, максимально раскрыть смысл последних слов Иешуа и их связь с дальнейшей судьбой Пилата.

Как написать вступление к сочинению по литературе про войну? Если оно основывается на каком-либо произведении, то делать это следует по тому же принципу, который описан выше.

Но лучше в первом абзаце творческой работы, посвященной войне, указать статистические данные (число погибших и пострадавших, количество разрушенных городов). При этом информацию нужно преподносить не в сухой беспристрастной форме. Вступлению следует придать эмоциональную окраску.

Особенно если речь идет о Великой Отечественной войне. Трагизм, присутствующий в словах, посвященных самым страшным годам в истории нашей страны, едва ли может быть лишним или неуместным.

Источник: https://FB.ru/article/233566/kak-napisat-vstuplenie-k-sochineniyu-po-literature-s-chego-nachat-sochinenie-po-literature

Как научиться писать итоговое сочинение за неделю? | Литрекон

Как писать вступление к сочинению по литературе примеры

Самый Зелёный · 28.11.2018

Остались считанные дни до встречи с финальным боссом, а вы все еще не прокачены? Значит, пора переходить к кардинальным мерам, которые точно помогут подготовиться хотя бы на допуск, а при должном старании и на хороший балл. Многомудрый Литрекон учел все ваши вопросы и сделал максимально подробное руководство для освоения итогового сочинения.

Помните, что оптимальный объем работы – 350 слов, а если у вас нет и 250, то текст не проверят. Также необходимо помнить, что нужно написать 4 абзаца, два из которых (2 и 3) будут посвящены аргументации вашей позиции. Примеры можно брать только из литературы.

Поскольку наиболее распространенной ошибкой является тавтология, вам полезно будет прочитать все варианты синонимов и определений понятий из пяти направлений.

Вступление

Разберем каждое предложение из этого абзаца детально и посмотрим, что от нас требуется. Допустим, наша тема: Почему люди предают свою мечту? Поехали!

  1. В первом предложении необходимо сделать подводку к тезису, что-то вроде общей фразы о погоде на сегодня: «Все мы мечтаем, но далеко не каждый из нас способен сохранить верность своей заветной грёзе, а потому некоторые люди отказываются от желаемого и довольствуются тем, что есть». Как видите, начинаем фразу с банальности, с которой невозможно поспорить, а потом уводим мысль в сторону нашей темы, акцентируя внимание на ее важности и значительности. Это достигается благодаря упоминанию об ужасных последствиях предательства мечты.
  2. Во втором предложении пишем вопрос, который представляет собой рерайт темы сочинения или более абстрактную форму вопроса: «Почему же мы предаем то, во что так свято верим?». Мы уже упомянули о предательстве грёз, поэтому нет нужды повторяться, достаточно просто сделать отсылку к первому предложению и заменить проблемное слово «мечта» на другое словосочетание.
  3. В третьем предложении формулируем тезис: «Я считаю, что причина этого непостоянства заключается в слабости человеческого характера, который ломается из-за тяжелых условий реальной жизни, возникающих на пути к воплощению мечты». Этот тезис мы и будем доказывать аргументами, так что сочинять его нужно крайне осторожно, чтобы не отвлечься от заданной темы.
  4. В четвертом предложении желательно перейти к доказательству своей позиции: «Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить характерные примеры из литературы». Вариантов таких фраз очень много, запомните два-три, чтобы на месте было легче сориентироваться и написать все грамотно.

Щепотка слов, и вступление готово! В рамках этого пункта мы перечислим основные вводные слова, конструкции, а также клише и шаблоны, которые лучше запомнить, чтобы применять на автомате.

  • Для обобщенных высказываний и рассуждений: Конечно; Вероятно; Разумеется; Допустим; В конце концов; Предположим; Без сомнения; Как правило; К сожалению; К счастью; Помните, что все они выделяются запятыми!
  • Для выражения своей позиции (тезиса): Я считаю; Я думаю; На мой взгляд; Я полагаю; По моему мнению; Я уверен; Я убежден; По моему убеждению;
  • Чтобы доказать свое утверждение, приведу примеры из литературы; Дабы точнее раскрыть смысл высказывания, приведу литературные аргументы; Чтобы в этом удостовериться, достаточно вспомнить характерные примеры из произведений русских авторов; Чтобы аргументировать свою позицию, перечислю примеры из книг, которые ее подтверждают; Для того чтобы доказать правильной моего толкования данной фразы, приведу примеры из литературы. Вариантов заключительной фразы много, запомните три на каждый случай: для выражения согласия с автором цитаты, для трактовки смысла высказывания, для аргументации своей позиции по данному вопросу.

Аргументы

Необходимо привести два примера из литературы, которые должны доказывать справедливость вашего тезиса. Это должны быть книги, где раскрывается именно то, что вы написали во вступлении.

Если вы отвечаете на вопрос, почему люди предают мечты, вам не надо приводить аргументы типа: «Ассоль всю жизнь мечтала и дождалась у моря погоды».

Это никак не связано с тезисом, поэтому далеко не любая ситуация из романа или повести подойдет для конкретной темы.

По большому счету, есть три типа аргументов:

  1. От противного. Это пример, где герои противоречат вашему утверждению. Например, мстят, а вы говорили, что этого делать нельзя. И вот они отмстили, но последствия были ужасны, и удовлетворения они точно не получили. В финале такого аргумента вы пишите, что ваше мнение истинно, ибо персонажи, которые ответили ударом на удар, не добились справедливости, а лишь развязали конфликт. А вы ведь говорили, что так нельзя. Словом, доказываете истинность своей позиции, опровергая противоположное мнение.
  2. Логические. Тут все просто: они подтверждают вашу исходную мысль. К примеру, Грушницкий предал свою мечту, когда понял, что сердце княжны принадлежит другому. Столкнувшись с конкуренцией, юнкер не смог достойно сразиться за расположение Мери, ведь был слаб и труслив. Честной борьбе за счастье он предпочел подлость и отказ от своего идеала. Так, он очерняет репутацию девушки, которую любил, говоря, что она принимает по ночам Печорина. Герой знал, что это неправда, но намеренно решил сделать это в отместку за нанесенную обиду. Очевидно, что причиной этой неверности стал слабовольный характер Грушницкого, который бросил все, столкнувшись с первым же испытанием.
  3. Абстрактные. Когда тема вообще ни в какие ворота не лезет, приходится выкручиваться и додумывать примеры. Это когда вы рассуждаете, используя литературный материал, и приписываете действующим лицам те или иные мотивы, о которых можно лишь догадываться. Пример подобных чудес логики и смекалки вы можете посмотреть в этой работе. Данные трюки пригодятся далеко не всем, так что не будем на них останавливаться подробно.

Структура аргумента заслуживает отдельного внимания:

  • Вводная часть: Характерные примеры можно найти в повести Уткина «Рождественское блюдо»;
  • Основная часть: пересказ тех обстоятельств из книги, которые имеют значение для раскрытия главной темы и ответа на поставленный вопрос;
  • Микровывод: рассуждение, в ходе которого вы поясняете, как данный пример аргументирует вашу мысль. Нужно написать о том, что следует из данного фрагмента текста, какой итог можно подвести. Важно, чтобы этот вывод совпадал с тем, что вы уже обозначили в тезисе. Пример: Ионыч оказался от своих грёз, потому что не выдержал давления окружающей среды и сдался под напором неблагоприятных обстоятельств.

Тут тоже есть свои заветные словечки и клише. То, что Многомудрый Литрекон перечислил во вступлении, годится и для аргументов, но есть и то, чего он еще не упомянул.

  • Вспомним произведение Иванова «Петров и Сидоров», где поднимается тема пыли и экскрементов; Предательство мечты было подробно описано в рассказе Кузнецова «Кот»; Проанализируем книгу Долговязова «Скрипучий пол»; Это вступление к аргументам.
  • Таким образом; Так; Итак; Значит; Очевидно; Потому что; Ведь; В связи с тем, что; Ввиду того, что; Можно прийти к выводу, что; Как мы видим. Это для микровывода.

Заключение

Здесь нужно подвести итог всему вышесказанному, обобщить микровыводы. На практике нужно переписать другими словами тезис и подкрепить его сделанными в ходе анализа примеров наблюдениями. Все строчки четыре, чтобы смотрелось солидно на фоне больших аргументов. Главное – не отвлекаться от темы и не впадать в тон Бога, обучая проверяющих хорошим манерам.

Пример: Таким образом, люди предают мечту из-за своей слабости.

У них недостаточно моральных и физических сил для следования за идеалом, поэтому они предпочитают труду и терпению легкий способ от них отделаться – отказ от задуманного.

Необходимо понимать, что чем выше грёза, тем сложнее до нее дотянуться, но немногие из нас отдают себе в этом отчет, немногие из нас готовы к этому, а потому несостоявшиеся мечтатели сдаются и примиряются с данностью.

Как мы видим, в основе заключения лежат обобщения и абстрактные рассуждения о предмете разговора, но все они, так или иначе, отвечают на поставленный вопрос. Это главное условие правильности данного фрагмента текста: он должен быть в тему!

Не так страшен черт, как его малюют, так что Многомудрый Литрекон желает вам благоволения фортуны и твердой решимости сдать экзамен. Как видите, все не так уж и трудно.

11 классплан сочиненияшпаргалки

Источник: https://litrekon.ru/podgotovka/k-itogovomu-sochineniyu/kak-nauchitsya-pisat-za-nedelyu/

С чего начать сочинение по литературе: примеры

Как писать вступление к сочинению по литературе примеры

Написание сочинения по литературе – это непростой процесс. Выполнение такого задания требует предварительной подготовки и немалого терпения. Впрочем, это известно каждому. Ведь сочинения пишут все школьники.

И не только по литературе, но и по другим предметам. Но не каждый знает, что вступление здесь является самой важной частью. От него зависит порой впечатление от всей работы.

Как написать вступление к сочинению по литературе?

План написания итогового сочинения: примеры структуры, подготовка тезисов и аргументов

Как писать вступление к сочинению по литературе примеры

Как успешно написать итоговое сочинение по литературе? Этим вопросом задается, пожалуй, каждый школьник. Для начала разберемся, что вообще представляет собой такая форма письменной работы.

Изложение мыслей или мнения по какому-либо вопросу с приведением тезисов, а также аргументов в пользу того или иного утверждения — это залог получения отличной оценки. Написание итогового сочинения по литературе 11 класс является одним из обязательных испытаний, в частности, для допуска к ЕГЭ. В статье мы подробно объясним, как успешно составить план итогового сочинения.

Как писать сочинение по литературе?

На уроках русского языка и литературы письменное изложение мыслей является одной из форм проверки умений и навыков учащихся. Для того, чтобы оно получилось грамотным и интересным, необходимо придерживаться нескольких пунктов.

Тема

Как начать сочинение по литературе? Сперва нужно задуматься и выбрать подходящую тему. Если учащемуся предоставляется несколько вариантов на выбор, внимательно просмотрите каждый и подумайте, какой из них наиболее привлекателен для вас.

Важно! Сочинение по литературе в 11 классе всегда содержит элемент рассуждения.

Если же вам не предоставили выбора, то и в этом случае можно написать качественный и интересный текст.

Тезис

После выбора темы приступайте к составлению тезисов. Что такое тезис? Это краткая формулировка вашей главной мысли или идеи. Например, если тема сочинения звучит как: «Что такое дружба», то тезисом к ней может быть следующее утверждение: «Дружба – это союз нескольких людей, основанный на полном доверии и взаимовыручке».

Оценка

В некоторых изложениях требуется не просто аргументировать высказывание, но и выразить собственное мнение по этому поводу. В таком случае необходимо четко сформулировать свое отношение к какой-либо идее, при этом не принимая строгой позиции «за» или «против». Например: «Я согласен с автором в данном вопросе, однако нельзя отрицать существование противоположной точки зрения».

Совет! Свою точку зрения необходимо выражать лояльно, избегая резких фраз и выражений.

Как закончить сочинение?

В завершении изложения необходимо подвести итог всего сказанного. Здесь нужно обобщить основные выводы и перефразировать вступление, подводя тем самым логический итог.

Оформление

К выполнению итоговой работы предъявляется ряд требований. В частности, необходимо строгое соблюдение структуры текста.

Структура итогового сочинения

После выделения основных тезисов и аргументов, необходимо структурировать свои мысли в соответствии с типовым планом работы. Оформлять текст следует в соответствии со следующим планом:

  1. Вступление.
  2. Основная часть.
  3. Заключение / вывод.

Основная часть состоит из:

  • тезис;
  • аргументы за;
  • аргументы против;
  • личное мнение.

Каждую новую структурную часть необходимо начинать с нового абзаца, а каждый абзац – с красной строки.

Речевые клише и слова-связки

Для оформления логической связи высказываний, каждое предложение нового абзаца должно содержать слова-связки. Они помогают создать логический переход от одного предложения к другому, не теряя нити повествования.

Еще один обязательный пункт – речевые клише для итогового сочинения:

Как выразить актуальность проблемы, раскрываемой автором:

  • В своем произведении писатель поднимает важную на сегодняшний день проблему…
  • Писатель затрагивает актуальную проблему…
  • Одна из проблем, рассматриваемых автором, касается…
  • Поднимаемая автором проблема остается актуальной и в наши дни
  • Среди всех проблем, предложенных в тексте, для меня наиболее актуальной является …
  • Проблема … всегда была актуальна для человечества…
  • Публицист отмечает важность…
  • Тема … прослеживается во всем творчестве писателя…

Как установить тему и идею текста:

  • Автор статьи раскрывает тему…
  • В произведении рассказывается о…
  • Тема …, которую развивает автор, близка каждому…
  • Тема текста близка и понятна всем…

Как обосновать авторскую позицию:

  • Следующее утверждение точно выражает авторскую точку зрения: …
  • Позиция автора такова: …
  • Автор занимает … позицию …
  • Эта мысль выражает точку зрения писателя: …

Как выразить собственное мнение:

  • Трудно не согласиться с публицистом …
  • Невозможно отрицать правоту автора …
  • Нельзя не согласиться с точкой зрения автора…
  • Автор задает множество сложных вопросов, ответить на которые однозначно невозможно.

Объем сочинения

Строгие требования к объему написанного текста предъявляются, как правило, только на государственном экзамене в 11 классе. Итоговая экзаменационная работа должна содержать не менее 350 слов.

Внимание! Если количество слов не превышает 250, вся работа оценивается в ноль баллов. Максимальное количество слов не устанавливается.

Примеры

Проанализируем образец сочинения по литературе, написанного учеником 11 класса:

Как видим, первый абзац является введением и, вместе с тем, тезисом. Второй абзац также приводит еще один тезис, кратко формулирующий определение понятия истории. В следующих частях текста учащийся дает аргументы, подкрепляющие ранее приведенный тезис.

Фраза «как я думаю», употребленная в предпоследнем абзаце работы, вводит личную точку зрения учащегося. Последний абзац с использованным клише «подводя итог», вводит заключающее предложение.

При этом автор использует риторические вопросы («Ведь кем мы будем без знания своей истории?», цитирование, эпитеты (стойкий, мужественный, непоколебимый) и другие художественные приемы. Использование таких средств создания экспрессивности позволяет выстроить полную композицию текста. Объем работы также соответствует заявленному минимуму.

Общие рекомендации

Подведем итоги. Подготовку к сочинению по литературе следует начинать с изучения деятельности автора, произведение или биография которого будет описываться в тексте.

Для успешного написания итоговой работы, необходимо четко определиться с темой. Она должна вызывать интерес и быть знакомой учащемуся.

Для того, чтобы работа содержала все необходимые структурные элементы, составьте план, которого будете придерживаться в процессе работы. Он должен состоять как минимум из трех пунктов: введение, заключение, основная часть.

Не забудьте об использовании слов-связок, наличие которых обязательно при написании текста на ЕГЭ.

В начале работы обязательно сформулируйте один или несколько тезисов. Тезис является своеобразным индикатором того, что учащийся понимает то, о чем пишет; и может сформулировать проблему по предложенной теме. Каждый тезис подкрепляется аргументами, либо опровергается при помощи использования все тех же аргументов «против».

Цитаты для итогового сочинения также могут быть использованы в качестве аргументов, однако следите за правильным оформлением цитирования в тексте.

Если о проведении итоговой работы вас предупредили за несколько дней, следует подготовиться заранее. Для этого можно воспользоваться учебной литературой о данном авторе или аналогичной практикой. Аналогичная практика представляет собой уже готовые работы учащихся, оцененные высоким баллов в ходе проверки. Их можно проработать и взять за основу.

Списывать отрывки из чужого текста крайне не рекомендуется. Экзаменатор точно выявит плагиат в вашей работе. Если же подобное случится на ЕГЭ, весь экзамен будет оценен в ноль баллов. Примеры сочинений по литературе в декабре можно найти на сайте Федерального института педагогических измерений, а также на любом тематическом портале сети Интернет.

Итоговое сочинение: общие рекомендации

Готовимся к итоговому сочинению 2017/2018. План сочинения, критерии оценивания.

Вывод

Текст пишите вдумчиво. После написания, тщательно проверьте его на наличие грамматических, синтаксических и орфографических ошибок. Особое внимание уделите проверке написания имен собственных, названий произведений и прочего. Отличное написание сочинения по литературе в 11 классе станет залогом поступления ученика в выбранный ВУЗ.

! Проблема статуса и место индивидуума в мире: человек и общество — сочинение рассуждение

Источник: https://uchim.guru/literatura/plan-itogovogo-sochineniya.html

Юр-совет
Добавить комментарий