Система государственной власти кнр

Политическое устройство Китайской Народной Республики

Система государственной власти кнр

Политическая система КНР фактически однопартийная. Хотя в Китае существует несколько партий, ведущая и руководящая роль Коммунистической Партии Китая (КПК) прописана в конституции КНР.

Согласно конституции КНР «Китайская Народная Республика есть социалистическое государство демократической диктатуры народа, руководимое рабочим классом (через Коммунистическую партию Китая) и основанное на союзе рабочих и крестьян. В стране установлен социалистический строй. Вся власть принадлежит народу.

Народ осуществляет государственную власть через Всекитайское собрание народных представителей и местные собрания народных представителей различных ступеней.»

Высшим органом государственной власти является Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП). В его состав входят депутаты от провинций, автономных районов, городов центрального подчинения и вооружённых сил, избранные на пятилетний срок. ВСНП собирается один раз в год в мае в Пекине. Постоянно действующим органом ВСНП является Постоянный комитет, собирающийся раз в два месяца.

Номинальным главой государства является председатель КНР, иногда называемый президентом КНР. Предстедатель КНР и его заместитель избирается на сессии ВСНП сроком на пять лет не более двух сроков подряд. Председатель КНР назначает Премьера Госсовета КНР и членов Госсовета, являющегося правительсвом Китая.

Армия управляется Центральным военным советом КНР, местная власть принадлежит местным собраниям народных представителей, судебная – народным судам и народным прокуратурам.

Коммунистическая партия Китая имеет важнейшую раль в назначении и выдвижении кандидатов на все посты. Поэтому важную роль в государстве имеют партийные собрания, члены политбюро и секретари Коммунистической партии на всех уровнях.

Всекитайское собрание народных представителей

Дворец народных собраний в Пекине

Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП) является высшим органом власти в Китае. Депутаты избираются от провинций, автономных районов, городов центрального подчинения, а также от вооружённых сил сроком на пять лет.

Всекитайское собрание народных представителей созывается один раз в год, обычно в мае. В остальное время работу ведёт Постоянный комитет всекитайского собрания народных представителей (ПК ВСНП). Постоянный комитет созывает на сессию ВСНП, а также объявляет новые выборы по истечению текущего срока.

Постоянный комитет может созвать внеочередную сессию ВСНП.

ВСНП выполняет следующие функции: Вносит изменения в конституцию, надзирает за её исполнением, принимает и изменяет основные законы страны, избирает Председателя КНР и его заместителя, по представлению председателя КНР принимают решение о выборе премьера Госсовета КНР и министров, выбирают председателя верховного народного суда, избирают генерального прокурора верховной народной прокуратуры, рассматривают и утверждают планы экономического и социального развития, изменяет или отменяет нецелесообразные решения Постоянного комитета ВСНП, принимает решения по вопросам войны и мира, изменяет административно-территориальное устройство страны и т.д.

Зал заседаний ВСНП Чжан Дэцзян

Постоянный комитет ВСНП выполняет роль высшего органа государственной власти между сессиями ВСНП. Постоянный комитет состоит из председателя, его заместителя, секретаря и рядовых членов.

Постоянный комитет ВСНП выполняет следующие функции: толкование конституции и основных законов, контроль над их исполнением, внесение незначительных поправок в законы, корректировка планов экономического и социального развития, контроль за работой Государственного совета, Центрального военного совета, Верховного народного суда и Верховной народной прокуратуры, решение о замене министров между сессиями ВСНП, назначает и отзывает послов за рубежом, ратифицирует и денонсирует международные договоры, принимает решения о войне, мире и мобилизации между сессиями ВСНП, а также исполняет другие поручения ВСНП. Под руководством Постоянного комитета заседают девять специальных комиссий ВСНП. С 2003 года председателем ПК ВСНП является Чжан Дэцзян.

Местные собрания народных представителей являются высшей властью на местах, на провинциальном, уездном и волостном уровне. Местные собрания на провинциальном и окружном уровне избираются на пять лет, на низших уровнях – на три года.

Местные собрания утверждают планы экономического и социального развития в своих местностях, выбирают губернатора провинции (или другого главу местности), контролируют исполнение конституции и основных законов. При собраниях уездного уровня и выше создаются постоянные комитеты.

Депутаты собраний народных представителей уездов, городских районов, волостей и посёлков избираются непосредственно народом. Депутаты провинциальных собраний народных представителей избираются депутатами более низкого уровня. Провинциальные СНП избирают депутатов ВСНП.

Председатель КНР

Си Цзиньпин

Председатель КНР (называемый также Президент КНР) номинально является главой государства. Председатель КНР выбирается на сессии ВСНП сроком на пять лет, и не более двух сроков подряд. Председателем может стать лицо, достигшее 45 лет.

Председатель КНР подписывает законы и указы, прежде чем они вступят в силу, в соответствии с решениями ВСНП назначает Госсекретаря КНР, министров, иностранных представителей КНР, ратифицирует международные договоры.

С 2013 года Председателем КНР является Си Цзиньпин.

Госсовет КНР

Ли Кэцян

Госсовет КНР является правительством Китая, носителем высшей исполнительной власти в стране.

Госсовет КНР состоит из Премьера Госсовета КНР, его заместителя, вице-премьеров, министров, глав комиссий, генерального ревизора и начальника секретариата.

Госсовет руководит делами образования, науки, культуры, здравоохранения, спорта и планирования семьи. С 2013 года Премьером Госсовета является Ли Кэцян.

Коммунистическая партия Китая

Руководящая роль Коммунистической партии Китая (КПК) прописана в конституции страны. КПК была основана в 1921 году в Шанхае. Идеологией КПК является “Марксизм-Ленинизм, идеи Мао Цзедуна и теория Дэн Сяопина”. Высшим органом является Национальный съезд партии и избираемый им Центральный комитет. Членами КПК являются более 70 миллионов человек из трёх миллионов первичных организаций.

Национальный съезд партии собирается раз в пять лет или чаще. ЦК выбирается национальным съездом сроком на пять лет. В ЦК могут выбраны члены с партийным стажем не менее 5 лет. ЦК КПК состоит из Политбюро, Постоянного комитета и Генерального секретаря ЦК КПК. КПК сохраняет лидерство над вооружёнными силами, каждое государственное предприятие или учреждение обязательно имеют партийный комитет.

Судебная власть

Судебную власть в стране осуществляют народные суды и народные прокуратуры, выбираемые местными собраниями народных представителей.

Административное деление

Согласно конституции, существует трёхуровневое территориальное деление: страна делится на провинции, провинции на уезды, а уезды на волости. Однако фактически уровней пять. Между провинцией и уездом существуют округа, а волости делятся на деревни. Кроме того, на каждом уровне единицы различаются.

Есть автономные районы, округа, уезды и волости, созданные для самоуправления национальных меньшинств, а также другие специальные единицы. Город в КНР административно может являться городским округом, уездом или городом центрального подчинения, приравненным к провинциям.

Зачастую в состав города входят и пригороды, в состав районов – деревенские окраины, что затрудняет подсчёт населения самих городов.

Китайская республика на Тайване

Тайбэй – столица Тайваня

В ходе последнего этапа гражданской войны в Китае в 1946 – 1949 годах националистическая партия Гоминьдан проиграла Коммунистической партии Китая. Гоминьдановское правительство эвакуировалось на остров Тайвань в 1949 году. Для их защиты в Тайваньский пролив был дислоцирован 7-й флот ВМФ США.

В гражданской войне наступило временное перемирия, длящееся до сих пор. Китайская республика на Тайване претендует на власть во всём Китае. В свою очередь, КНР считает Тайвань неотъемлимой частью Китая. Китайская республика является частично признанным государством, её признают 23 страны.

Многие страны не признают Тайвань независимым государством, но имеют с ним длительные неофициальные связи, в числе этих стран Европейский союз, США, Россия и даже сама КНР.

На Тайване установлена демократическая политическая система, всенародно избираемый президент является главой государства и председателем Законодательного Юаня.

Начиная с 1970-х годов проводится либерализация политической и экономической систем, что, наряду с американской помощью, привело к Тайваньскому экономическому чуду.

Сейчас Тайвань по объёму ВВП находится на 19-м месте в мире, а по ВВП на душу населения в 11 раз превосходит КНР.

Специальные административные районы

Города Гонконг и Макао с середины XIX века находились во владении Великобритении и Португалии. КНР сразу после своего образования в 1949 году признало владение ими незаконным, и потребовало вернуть территории.

Однако к этому времени колонии уже обладали устоявшимися рыночными экономиками и демократическими политическими системами. В 1980-х годах Дэн Сяопином была предложена политика “одна страна, две системы”, в рамках которой Гонконг и Макао могли бы присоединиться к Китаю, сохранив рынок и демократию.

После длительных переговоров с Британией и Португалией, в 1997 году КНР был возвращён Гонконг, а в 1999 году – Макао.

Положение о Специальных административных районах предусмотрено 31-й статьёй конституции 1982 года. Специальные районы приравниваются к провинциям, посылают своих депутатов во Всекитайское собрание народных представителей, однако обладают гораздо более широкой автономией.

Специальным районам позволено иметь свою собственную конституцию, исполнительную, законодательную и судебную власть, выпускать свою валюту, вести независимую таможенную, налоговую и иммиграционную политику. Центральное правительство КНР отвечает за внешнюю политику и оборону.

Гонконг и Макао

Территориальные споры и сепаратизм

КНР имеет множество территориториальных споров. Основным является спор с Китайской республикой, правительство которой контролирует остров Тайвань и два уезда провинции Фуцзянь, расположенные на островах Мацзу и Цзиньмэнь. Китай также претендует на острова Сенкаку, или Дяоюйтай, расположенные недалеко от Тайваня и контролируемые Японией.

В 1974 году Китай с боем занял Парасельские острова, до этого контролируемые Вьетнамом. Острова Спратли в Южно-Китайском море являются предметом спора между шестью странами: Китаем, Вьетнамом, Малайзией, Индонезией, Брунеем и Филиппинами. КНР контролирует некоторые из этих островов.

Китай претендует на Южный Тибет, захваченный англичанами в 1913 году, а сейчас составляющий индийский штат Аруначал-Прадеш. Индия, в свою очередь, претендует на район Аксай Чин в китайской части Кашмира.

Территориальные споры со странами бывшего Советского союза Китай уладил, подписав соглашения с Киргизией в 1996 и 1999 годах, Казахстаном в 1994 и 1999 годах и Таджикистаном в 1999 и 2011 годах. С Россией в 2005 году был подписан договор о границе, передающий Китаю ряд спорных островов на реке Амур.

В некоторых китайских регионах существуют сепаратистские тенденции. В 1959 году в Тибете вспыхнуло антикитайское восстание.

В результате его подавления Далай-лама XIV покинул Китай, и основал в Индии Тибетское правительство в изгнании.

За границей также действуют Исламское движение Восточного Туркестана и Всемирный уйгурский конгресс, выступающие за независимость уйгурского народа. В самом Китае эти организации запрещены.

Источник: https://infokitai.com/politicheskoe-ustrojstvo-kitajskoj-narodnoj-respubliki.html

Государственный и политический строй Китая

Система государственной власти кнр

Первое упоминание о государстве на территории современного Китая относится к 2000 году до нашей эры.

От процветающих древнекитайских империй страна шла тысячелетия через периоды разобщенности, колониального унижения и борьбы за независимость к Китайской Народной Республике, провозглашенной в 1949 году.

Современный Китай – это страна, нацеленная в высокотехнологичное будущее, но не забывающая свою древнюю историю. В 21 веке экономика страны стала самой большой в мире и с самым обширным внутренним рынком. Какой политический строй в Китае ни был бы, он всегда будет с китайским “акцентом”.

Что говорит Конституция

Китай, согласно конституции, является социалистическим государством с провозглашенным главенством рабочих, которых представляет Коммунистическая партия, в союзе с крестьянами. Политический строй Китая кратко можно охарактеризовать как социализм с национальной спецификой.

Вся власть принадлежит народу, который осуществляет ее через Всекитайское Собрание Народных Представителей (ВСНП) и местные представительные органы различных уровней.

Несмотря на то что политическому строю в Китае в настоящее время присущи все внешние атрибуты демократии, голос Коммунистической партии имеет решающее значение при принятии любого значимого решения.

Китай является многонациональной, многопартийной страной, что нашло отражение в организации всех структур государства. Базисом политического строя Китая, при доминирующей роли Коммунистической партии, являются:

  • выборных органов различного уровня – собраний народных представителей;
  • многопартийная система;
  • национальные автономии в каждом регионе компактного проживания некитайского населения.

Демократически избранными представительными органами являются собрания народных представителей, избираемых на всех уровнях административного деления страны, от волостных и уездных до городских. В Китае кроме Компартии работают еще восемь небольших партий, которые не считаются оппозиционными.

Самая большая из них – демократическая партия, насчитывает примерно 130 тысяч человек. Для выработки согласованной позиции партий по ключевым вопросам экономической и политической жизни создан Народный политический консультативный совет.

Третьим столпом политического строя Китая служит система национальных образований (автономных районов, округов, уездов), которые являются гарантией соблюдения прав малых народов и национальностей.

Председатель КНР руководит социалистическом государством демократической диктатуры народа, как написано в Конституции страны, иногда его в зарубежной прессе называют президентом Китая. Всекитайское собрание народных представителей – это высший уровень китайского “парламента”.

Правительство в Китае называется Государственный Совет КНР, который в регионах представляют местные народные правительства. Центральный Военный Совет управляет армией, вооруженной полицией и народным ополчением.

В стране есть все институты, необходимые для функционирования современного государства, только с учетом политического строя Китая они имеют названия с социалистическим оттенком, например народный суд, народный прокурор, народная полиция.

Всекитайское Собрание Народных Представителей

В высший орган государственной власти избираются депутаты от всех регионов и вооруженных сил сроком на 5 лет. В перерывах между сессиями высший орган государственной власти представляет Постоянный комитет ВСНП.

Политический строй Китая обеспечивает возможность участия в работе всех слоев населения – представителей национальных меньшинств, регионов с другим политическим строем (Гонконг и Макао), военным и даже миллиардерам.

В 2013 году, на предпоследней сессии ВСНП, среди делегатов был 31 долларовый миллиардер.

Собрание решает, какой сейчас политический строй в Китае будет реализовываться на практике. Собрание избирает Председателя КНР и других высших чиновников государства, определяет направления экономического развития и утверждает бюджет государства. В 2018 году во Всекитайском Собрании Народных Представителей приняли участие 3000 человек.

Товарищ Си

Председатель КНР выполняет функции главы государства, в том числе назначает премьера Госсовета и других членов правительства, объявляет о мобилизации и введении военного положения, награждает орденами и медалями.

В марте этого года, на ВСНП 13-го созыва, Синь Цзиньпин был снова переизбран на пост Председателя КНР. Политический строй Китая предусматривал ограничение на избрание на высший государственный пост двумя сроками, это должен был быть последний период работы товарища Си на этом посту.

Но на той же сессии депутаты одобрили поправки к конституции, разрешающие избираться на высший пост неограниченное количество раз.

Коммунисты всегда впереди

Руководящая роль Коммунистической партии Китая (КПК) прописана в конституции страны. Компартия сохраняет контроль над страной, доминируя в правительстве и вооруженных силах, все государственные учреждения имеют партийные ячейки. Си Цзиньпин является руководителем Коммунистической Партии и главой государства.

Партия основана в 1921 году по лекалам Всероссийской большевистской партии, с целью распространения идей коммунизма в стране. КПК начала борьбу за освобождение страны и изменение политического строя Китая. Вооруженные отряды КПК сыграли решающую роль в освобождении и образовании КНР.

Все современные экономические успехи Китая также связаны с реформами, инициированными компартией Китая.

Источник: https://FB.ru/article/379569/gosudarstvennyiy-i-politicheskiy-stroy-kitaya

Государственное управление в Китае

Система государственной власти кнр

Китай сохранил редкий для сегодняшнего международного сообщества общественно-политический строй: это государство социалистическое.

В 1954 году высший представительный орган Китая, который именуется Всекитайское собрание народных представителей, принял первую конституцию.

Согласно этому документу политический строй Китая именуется народной демократией и реализуется рабочим классом, основываясь на союзе рабочих и крестьян.

Главенствующую роль в государственном управлении играет Коммунистическая китайская партия, и целью государственного управления провозглашена организация процветающего и благоденствующего социалистического общества.

Китайская конституция 1954 года, разработанная в соответствии с социалистической доктриной при учете национальных китайских особенностей, выступила базой для важнейших государственно-политических реформ во всех областях общественной жизни.

После китайской революции 1960-70-х годов и ломки общественно-политической жизни страны была принята новая Конституция 1975 года, которая фактически выступила документом, закрепившим итоги революции. Конституция сохраняла свое действие около 2 лет и в 1978 году была заменена новой.

Конституция 1978 года фактически выступила программным документом китайской коммунистической партии, она предусматривала модернизацию государства, поэтапное превращение Китая в развитое государство. Условия принятия Конституции стали причиной многих недочетов, неточностей в ее содержании, что привело к необходимости принятия нового основного закона.

В 1982 году была принята Конституция Китая, которая действует и сегодня.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Замечание 1

Конституция закрепила диктатуру пролетариата, сохранила ведущую роль коммунистической партии в государственном управлении.

Система государственного управления Китая

Организация государственного механизма и принципы его функционирования в Китае во многом созвучны принципам организации и деятельности государственного механизма советского государства, когда имеет место формальное установление власти народа, и ее реализация осуществляется через систему представительных учреждений различных уровней – от высшего государственного до местного.

Так, в Китае народ реализует государственную власть через Всекитайское собрание народных депутатов и местные собрания различных уровней. Такие собрания формируются демократическим путем и подконтрольны народу. Другими словами, основным видом органов государственного управления в Китае являются выборные представительные органы различных уровней.

Специфика государственного устройства Китая связана с наличием двух законодательных органов высшего уровня – это Всекитайское собрание и Постоянный комитет всекитайского собрания, формируемый из числа депутатов Собрания. Такой комитет наделен собственными законодательными полномочиями, а также подменяет Собрание в период между сессиями.

Сходная модель существовала в советском государстве.

Представительный и исполнительный орган в государственном управлении Китая

Высший орган государственного управления Китая – это Всекитайское собрание народных депутатов, законодательный представительный орган.

Структурно названный орган состоит из одной палаты, его правовой статус закреплен Конституцией и соответствующим специальным законом.

Срок полномочий собрания составляет 5 лет, выборы депутатов организуются Постоянным комитетом Собрания, состав Собрания не должен превышать трех тысяч членов.

Функция государственного управления, реализуемая Собранием, во многом схожа с функциями парламента в зарубежных государствах. Законодательное собрание решает следующие задачи государственного управления:

  • реализует полномочия по внесению изменений в основной закон;
  • осуществляет конституционный контроль;
  • принимает законы по регулированию уголовных, гражданских и иных правоотношений, об организации деятельности государственного механизма и другие;
  • утверждает планы социально-экономического развития страны, осуществляет контроль их реализации;
  • рассматривает вопросы организации и управления государственным бюджетом;
  • формирует состав иных государственных органов, утверждает и освобождает высших должностных лиц. Так, в частности, Собрание определяет состав правительства, утверждает его главу, также Собранием избирается председатель Военного совета, определяется его состав и пр.

Кроме того, в ведении Собрания находятся вопросы войны и мира, внешняя политика.

Конституция не содержит закрытого перечня полномочий Собрания, полномочия Собрания могут быть дополнены и расширены.

Функционирует Собрание посредством сессий, которые проходят раз в год, длятся от двух до трех недель.

Из числа депутатов Собрания формируется Постоянный комитет, при этом депутаты, вошедшие в состав Комитета, не могут занимать должности в органах государственного управления.

Полномочия комитета делятся на постоянные и временные, те, которые осуществляются в период между сессиями Собрания. Собственные полномочия комитета – это:

  • толкование Конституции, конституционных положений, законов;
  • реализация конституционного контроля;
  • законодательная деятельность, а именно принятие частных законов и их корректировка, за исключением тех, которые отнесены к ведению Собрания.

Кроме того, Комитет осуществляет контроль деятельности отдельных органов государственного управления, в том числе Государственного совета, Военного совета и других.

В период между сессиями Комитет реализует такие полномочия, как внесение дополнений, принятых Собранием, рассматривает поправки к планам социально-экономического развития, принимает решение о назначении или освобождения должен отдельных должностных лиц.

Замечание 2

Конституцией реализация исполнительной власти возложена на центральное народное правительство, которое именуется Государственный совет.

Совет обеспечивает практическое воплощение принятых на высшем партийном и государственном уровне решений.

Источник: https://spravochnick.ru/gosudarstvennoe_i_municipalnoe_upravlenie/gosudarstvennoe_upravlenie_v_kitae/

Разделение и взаимодействие различных ветвей власти

Система государственной власти кнр

Социалистическая модель КНР отрицает принцип разделения властей и основана на марксистской концепции полновластия представительных органов (советов).

Роль собраний народных представителей в механизме государственной власти определяющая: «все государственные административные, судебные органы и органы прокуратуры формируются собраниями народных представителей, ответственны перед ними и им подконтрольны».

Согласно конституции КНР, вся власть в стране принадлежит народу, который осуществляет её через ВСНП и через местные Собрания народных представителей (СНП).

Будучи высшим органом государственной власти, ВСНП формирует важнейшие органы государственной власти:

— избирает Председателя КНР и его заместителя, а также отрешает их от должности;

— утверждает Премьера Госсовета по представлению Председателя КНР; вице-премьеров, членов Госсовета, ведомственных министров, генерального ревизора и генерального секретаря Госсовета по представлению Премьера; а также отрешает их от должности;

— избирает Председателя Центрального военного совета КНР и утверждает его членов по его представлению, а также отрешает их от должности;

— избирает Председателя Верховного Народного Суда, а также отрешает его от должности;

— избирает Генерального Прокурора Верховной народной Прокуратуры, а также отрешает его от должности.

Законотворчество является важнейшей, но далеко не единственной функцией ВСНП. Согласно п. 15 ст. 62 конституции КНР, перечень полномочий ВСНП открытый, то есть оно может решать и другие вопросы. Большая часть законов принимается Постоянным Комитетом (ПК) ВСНП.

Правом законодательной инициативы помимо ВСНП обладают президиум ВСНП (избираемый накануне сессий, состоящий из 160 человек и формирующий постоянное бюро президиума, состоящее из 20 человек), ПК ВСНП, комиссии ВСНП, Госсовет, Центральный военный совет КНР, Верховный Народный Суд, Верховная народная прокуратура, а также группа не менее 30 депутатов.

ВСНП формирует ПК, то есть избирает и имеет право отозвать членов ПК. ПК ВСНП несёт ответственность перед ВСНП и отчитывается перед ним о своей деятельности.

Ни один из членов ПК не может занимать какой-либо пост в государственных административных, судебных либо прокурорских органах. ПК избирается на тот же срок, что и ВСНП.

Председатель ПК и его заместители могут занимать свои должности не более 2 сроков подряд.

ПК ВСНП контролирует деятельность Госсовета, Центрального военного совета, Верховного Народного Суда и Верховной Народной Прокуратуры. Он имеет полномочия отменять административные решения и предписания Госсовета, противоречащие конституции или другим законам.

Кроме того, ПК ВСНП:

— в отсутствие проведения сессии ВСНП, утверждает Министров, Генерального Ревизора и Генерального Секретаря Госсовета по представлению Премьера Госсовета;

— в отсутствие проведения сессии ВСНП, по представлению Председателя Центральной военного совета утверждает других членов Совета;

— по предложению Председателя Верховного Народного Суда назначает либо отстраняет от должности Заместителей председателя и судей ВНС, членов Судебной Комиссии и Председателя Военного Суда;

— по рекомендации Генерального Прокурора Верховной Народной Прокуратуры назначает или отстраняет от должности Заместителей генерального прокурора и прокуроров Верховной Народной Прокуратуры, членов Прокурорской Комиссии и Главного прокурора Военной прокуратуры; утверждает назначение или отстранение от должности главных прокуроров Народных прокуратур провинций, автономных районов или муниципальных образований центрального подчинения.

ПК осуществляет законодательную власть наряду с ВСНП. Кроме того, ПК ВСНП вместе с Председателем КНР осуществляет функции коллегиального главы государства.

Срок полномочий Председателя и Заместителя председателя КНР равен сроку полномочий ВСНП, при этом они не могут занимать свои посты более двух сроков подряд.

Выполняя решения ВСНП и ПК ВСНП КНР, Председатель КНР обнародует законодательные акты, назначает или снимает Премьера, вице-премьеров, членов Госсовета, министров, генерального ревизора и генерального секретаря Госсовета.

Председатель и Заместитель председателя КНР выполняют свои функции до принятия должности новыми Председателем и Вице-председателем, избранными ВСНП следующего созыва.

В случае если должность Председателя КНР становится вакантной, она переходит к Заместителю председателя КНР.

В случае если должность Вице-председателя КНР становится вакантной, ВСНП избирает нового Вице-председателя, В случае если должности Председателя и Вице-председателя КНР становятся вакантными одновременно, ВСНП избирает нового Председателя и нового Вице-председателя КНР. До проведения выборов функции Председателя КНР временно выполняет Председатель ПК ВСНП.

Срок полномочий Госсовета также соответствует сроку полномочий ВСНП. Премьер, вице-премьер и члены Госсовета могут занимать должность не более двух сроков подряд.

Госсовет несёт ответственность и подотчётен ВСНП, а в период, когда сессии ВСНП не проводятся — перед ПК ВСНП. Госсовет в некоторой степени обладает законодательной инициативой.

Так, Госсовет имеет право представлять предложения в ВСНП или ПК ВСНП КНР.

Центральный военный совет КНР (ЦВС) является уникальной структурой, осуществляющей руководство всеми вооружёнными силами страны, а также народным ополчением и вооружённой народной милицией.

ЦВС состоит из председателя, его заместителей и остальных членов. Председатель избирается ВСНП, кандидатуры других членов утверждаются ВСНП по представлению председателя ЦВС. ЦВС подотчётен и ответственен перед ВСНП и ПК ВСНП.

На практике персональный состав ЦВС КНР идентичен Военному совету ЦК КПК, назначаемому ЦК КПК. Возглавляется генсеком ЦК КПК.

В последние годы в Китае наблюдался процесс некоторой либерализации и децентрализации. Например, с 1993 года ание в ВСНП стало тайным, не все решения принимаются единогласно.

Кроме того, были предприняты необходимые меры для разграничения политической и государственной сфер ответственности с ограничением возможности постоянного вмешательства местных партийных комитетов в процесс принятия государственных решений.

Однако несмотря на проводимые в Китае реформы, политическая система осталась и в обозримом будущем будет оставаться неизменной. Руководство страны ориентируется на сохранение основных институтов политической системы, включая ведущую роль КПК; можно ожидать лишь некоторые элементы демократизации.

←   Назад  |   Разделение и взаимодействие различных ветвей власти   |   Вперёд   →

Азия — самая большая часть света, образует вместе с Европой материк Евразию. Площадь (вместе с островами) — около 43,4 миллиона км². Население — 4,2 миллиарда человека на 2012 год (60,5% населения Земли). Азия является ныне крупнейшим развивающимся регионом в мире.

Материковая Азия располагается в основном в восточном (исключением является Чукотский полуостров) и северном полушариях. С Африкой Азия соединена Суэцким перешейком, от Северной Америки её отделяет узкий Берингов пролив.

Азия омывается Северным Ледовитым, Индийским и Тихим океанами, а также — на западе — внутриматериковыми морями Атлантического океана (Азовским, Чёрным, Мраморным, Эгейским, Средиземным). При этом имеются обширные области внутреннего стока — бассейны Каспийского и Аральского морей, озера Балхаш и др.

Озеро Байкал по объёму содержащейся пресной воды превосходит все озёра мира; в Байкале сосредоточено 20% мировых запасов пресной воды (без учёта ледников). Мёртвое море является глубочайшей в мире тектонической впадиной (-405 метров ниже уровня моря).

Побережье Азии в целом расчленено относительно слабо, выделяются крупные полуострова — Малая Азия, Аравийский, Индостан, Корейский, Камчатка, Чукотка, Таймыр и др.

Близ берегов Азии — крупные острова (Большие Зондские, Новосибирские, Сахалин, Северная Земля, Тайвань, Филиппинские, Хайнань, Шри-Ланка, Японские и др.), занимающие в совокупности площадь более 2 миллионов км².

В основании Азии лежат четыре огромных платформы — Аравийская, Индийская, Китайская и Сибирская. До ¾ территории части света занимают горы и плоскогорья, наиболее высокие из которых сосредоточены в Центральной и Средней Азии.

В целом, Азия — контрастный регион по абсолютным отметкам высот.

С одной стороны, здесь расположена высочайшая вершина мира — гора Джомолунгма (8 848 м), с другой стороны, глубочайшие впадины — озеро Байкал с глубиной до 1 620 м и Мёртвое море, уровень которого ниже уровня моря на 392 м. Восточная Азия — район активного вулканизма.

Азия богата разнообразными полезными ископаемыми (в особенности же — топливно-энергетическим сырьём).

На территории Азии представлены почти все типы климата — от арктического на крайнем севере до экваториального на юго-востоке.

В Восточной, Южной и Юго-Восточной Азии климат муссонный (в пределах Азии находится самое влажное место Земли — местечко Черапунджи в Гималаях), в то время как в Западной Сибири — континентальный, в Восточной Сибири и на Сарыарке — резко континентальный, а на равнинах Центральной, Средней и Западной Азии — полупустынный и пустынный климат умеренного и субтропического поясов. Юго-Запад Азии — тропический пустынный, самый жаркий в пределах Азии.

Список государств Азии

  Азия     Америка     Африка     Европа     Океания  

Page 3

Америка — часть света, объединяющая два материка, Северную Америку и Южную Америку, а также близлежащие острова (включая Гренландию). Эту часть света также называют Новым Светом.

Обычно в этой части мира выделяют Северную Америку (США, Канаду, Мексику и острова к востоку от них), Латинскую Америку (материковые испаноязычные, португалоязычные и франкоязычные страны), Южную Америку (страны материка Южная Америка), Центральную Америку (страны североамериканского континента на юг от Мексики) и Карибский бассейн (государства и колонии на островах Карибского моря, когда этот регион называли Вест-Индия).

Список государств Америки

  Азия     Америка     Африка     Европа     Океания  

Page 4

Африка — второй по площади континент после Евразии, омываемый Средиземным морем с севера, Красным — с северо-востока, Атлантическим океаном с запада и Индийским океаном с востока и юга.

Африкой называется также часть света, состоящая из материка Африка и прилегающих островов. Площадь Африки составляет 29,2 миллиона км², с островами — около 30,3 миллиона км², покрывая, таким образом, 6% общей площади поверхности Земли и 20,4% поверхности суши.

На территории Африки расположено 55 государств.

Население Африки составляет около миллиарда человек. Африка считается прародиной человечества: именно здесь нашли самые древние останки ранних гоминид и их вероятных предков.

Африканский континент пересекает экватор и несколько климатических зон; это единственный континент, протянувшийся от северного субтропического климатического пояса до южного субтропического. Из-за недостатка постоянных осадков и орошения — равно как ледников или водоносного горизонта горных систем — естественного регулирования климата нигде, кроме побережий, практически не наблюдается.

Список государств Африки

  Азия     Америка     Африка     Европа     Океания  

Page 5

Европа — часть света в северном полушарии Земли, омывается морями Северного Ледовитого и Атлантического океанов, имеет площадь около 10 миллионов км² и население около 740 миллионов (порядка 10% населения Земли). Вместе с Азией образует материк Евразия.

Европа омывается Атлантическим и Северным Ледовитым океанами и их морями. Площадь островов около 730 тысячи км². На полуострова приходится около 1/4 территории Европы (Кольский, Скандинавский, Пиренейский, Апеннинский, Балканский и др.).

На большей части территории климат умеренный (на западе — океанический, на востоке — континентальный, со снежной и морозной зимой), на северных островах — субарктический и арктический, в Южной Европе — средиземноморский, в Прикаспийской низменности — полупустынный. На островах Арктики, в Исландии, Скандинавских горах, Альпах — оледенение (площадь свыше 116 тысяч км²).

Список государств Европы

  Азия     Америка     Африка     Европа     Океания  

Page 6

Океания — часть света; географический, часто геополитический регион мира, состоящий преимущественно из сотен небольших островов и атоллов в центральной и юго-западной частях Тихого океана.

Океания представляет собой крупнейшее в мире скопление островов, расположенных в юго-западной и центральной частях Тихого океана, между субтропическими широтами Северного и умеренными Южного полушарий. При разделении всей суши на части света Океания обычно объединяется с Австралией в единую часть света Австралия и Океания, хотя иногда выделяется в самостоятельную часть света.

Общая площадь островов составляет 1,26 миллиона км² (вместе с Австралией 8,52 миллиона км²), население — около 10,7 миллиона человек (вместе с Австралией 32,6 миллиона человек). Географически Океания подразделяется на Меланезию, Микронезию и Полинезию; иногда выделяют Новую Зеландию.

Острова Океании омываются многочисленными морями Тихого (Коралловое море, Тасманово море, море Фиджи, море Коро, Соломоново море, Новогвинейское море, Филиппинское море) и Индийского океанов (Арафурское море).

Список государств Океании

  Азия     Америка     Африка     Европа     Океания  

Page 7

Название:Путешествие вокруг света
Автор:Адельберт Шамиссо
Издатель: редакция восточной литературы издательства «Наука»
Серия:Рассказы о странах Востока
Год:1986
Формат:84×108/32
Количество страниц:280
Цена:264 руб.
Описание:Автор книги — выдающийся писатель и естествоиспытатель — рассказывает о кругосветном плавании на борту русского брига «Рюрик» (1815–1818) под командование капитана О. Коцебу. В своих путевых заметках он подробно описывает нравы и обычаи коренных жителей островов Тихого океана, рассказывает о встречах на Камчатке, Аляске, Алеутских, Сандвичевых и других островах. В яркой художественной форме он рисует картины повседневной жизни экспедиции, героическую борьбу с трудностями его участников.
Заказать, либо купить книгу

Источник: http://www.hyno.ru/tom2/732.html

Государственное устройство и политическая система Китая

Система государственной власти кнр

Китайская система государственного управления на сегодняшний день уникальна.

Политика модернизации, начатая правительством в 90-х годах 20-го века, привела к тому, что тоталитаризм, пронизывающий всю структуру китайского общества, постепенно сменился авторитаризмом.

Бурный экономический рост и рыночные реформы требуют более демократичных методов управления, постепенно трансформируя и идеологию.

Параллельная структура

Несмотря на свои размеры, Китайская Народная Республика организована по унитарным, а не федеративным принципам. И правительство и Коммунистическая партия Китая (КПК) действуют сверху вниз, присваивая «Центру» все полномочия. Чтобы управлять страной, правительство и КПК создали примерно параллельные национальные бюрократические структуры, простирающиеся от Пекина до местного уровня.

Этим структурам помогают различные «массовые организации» — например, профсоюзы, молодежные лиги, женские ассоциации, писательские и другие профессиональные ассоциации, охватывающие ключевые слои населения.

Такие организации, с их чрезвычайно большим количеством членов, обычно служат линиями передачи информации и единообразного осуществления политики.

В Китае не разрешается функционировать добровольным ассоциациям, которые полностью независимы от КПК и руководства правительства.

КПК и правительственная бюрократия организованы по территориальному и функциональному принципу. Территориальная организация базируется на нескольких административных подразделениях, и каждое из них возглавляет комитет КПК и «народное правительство».

Эти территориальные подразделения включают национальный уровень в Пекине (Центр), 33 подразделения провинциального уровня (4 города прямого управления, 5 автономных районов, специальные административные районы Гонконг и Макао, 22 провинции, за исключением Тайваня), около 330 префектурных органов, более 2850 субъектов округа, а также многочисленные города, поселки и деревни. Некоторые крупные города подразделяются на городские округа. Такая территориальная основа организации предназначена для координации и согласованности с многочисленными политиками центра, способных повлиять на любой регион.

Функциональную политическую организацию со стороны правительства возглавляют министерства и комиссии при Государственном совете, а со стороны КПК отделы ЦК.

Эти функциональные органы центрального уровня располагаются поверх иерархий подчиненных подразделений, несущих ответственность за рассматриваемый сектор или проблемную область.

Подчиненные функциональные единицы, как правило, прикрепляются к каждому из территориальных органов.

Столь сложная структура предназначена для координации национальной политики (например, в отношении металлургической промышленности), обеспечения некоторой координации политики на территориальной основе и позволяет КПК сохранять контроль над правительством на всех уровнях национальной иерархии.

Одним из непреднамеренных результатов такого организационного подхода явилось то, что в Китае на сегодняшний день работают более 10 миллионов чиновников — количество, превышающее население многих стран мира.

В начале-середине 1950-х годов правительственные функциональные министерства и комиссии центра были особенно сильны. «Большой скачок» начавшийся в 1958 году, сместил власть в сторону провинциальных и нижестоящих территориальных органов КПК.

Во времена Культурной революции, начиная с 1966 года, большая часть политической системы настолько разрушилась, что пришлось прибегнуть к помощи Народно-освободительной армии (НОАК).

Однако вмешательство НОАК в политическое противостояние еще более дестабилизировало и запутывало ситуацию на протяжении большей части 1970-х годов.

С тех пор основной упор делался на менее детальный надзор со стороны КПК за правительством и большую децентрализацию государственной власти, где это возможно.

Но разделение власти между КПК и правительством, а также между территориальными и функциональными органами остается в состоянии постоянного изменения, о чем свидетельствует тенденция к централизации в конце 1980-х годов и последующие усилия по децентрализации с конца 1990-х годов.

Коммунистическая политическая система Китая все еще недостаточно институционализирована, чтобы распределение власти было фиксированным и предсказуемым.

Конституционные рамки

Четвертая конституция КНР, принятая в 1982 году, передает всю национальную законодательную власть в руки Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) и его Постоянного комитета.

Государственный совет и его Постоянный комитет, напротив, несут ответственность за исполнение, а не за принятие законов. Такое базовое разделение власти существует и для каждого из территориальных подразделений — провинция, округ и т. д.

, но с оговоркой в каждом случае, что широта полномочий, доступная властям, ограничена рамками закона.

Все граждане в возрасте 18 лет и старше, которые не были лишены своих политических прав, имеют право голоса, и прямое народное избирательное право используется для выбора членов собрания народных представителей вплоть до уровня провинции.

В округах делегаты на каждом уровне избирают тех, кто будет работать в Собрании следующего более высокого уровня. Если бы эта модель точно отражала реальное функционирование системы, собрания представителей и их различные комитеты были бы важнейшими органами в политической системе Китая. Тем не менее на самом деле это не так.

Структура органов власти

Председатель, являющийся главой государства, и вице-президент КНР избираются Собранием представителей сроком на 5 лет. Вице-президент помогает в работе Председателя. В случае, если должность последнего становится вакантной, на нее назначается Вице-президент.

Премьер назначается Председателем, и формирует Государственный совет, члены которого, однако, должны быть утверждены ВСНП. Помимо этого, Председатель также назначает 4 вице-премьеров.

Фактические полномочия по принятию решений в Китае находятся в исполнительных органах государства и в КПК. На национальном уровне высшим исполнительным органом правительства является Государственный совет, который возглавляет Премьер. Конституция допускает назначение вице-премьеров, генерального секретаря, неопределенного числа государственных советников, глав министерств и комиссий.

Премьер, вице-премьеры, государственные советники и генеральный секретарь регулярно встречаются в качестве Постоянного комитета, в котором Премьер Госсовета имеет право принимать окончательные решения. Этот Постоянный Комитет Госсовета осуществляет основные повседневные полномочия, и принятые им решения де-факто имеют силу закона.

Хотя это не оговорено в Конституции, каждый вице-премьер и советник берет на себя ответственность за работу одного или нескольких конкретных секторов или вопросов, таких как образование, энергетическая политика или международные отношения. Затем соответствующий лидер поддерживает связь с министерствами и комиссиями Государственного совета, осуществляющими политику в этой области.

Такое разделение ответственности позволяет относительно небольшому органу (Постоянный комитет Государственного совета состоит из менее 20 человек), контролировать и направлять работу огромного числа крупных бюрократических структур.

Разумеется, при необходимости Постоянный комитет может напрямую привлекать дополнительных специалистов для своей работы. ВСНП собирается примерно раз в год, в основном для ратификации решений, уже принятых Государственным советом.

Параллельно системе Госсовета находится центральное руководство КПК.

Распределение власти между различными органами на вершине КПК (Постоянным комитетом Политбюро, самим Политбюро и Секретариатом) значительно различается — с 1966 года до конца 1970-х годов Секретариат вообще не функционировал.

В любом случае существует частичное совпадение членства между высшими органами КПК и Постоянным комитетом Государственного совета. Кроме того, официально вышедшие на пенсию старшие члены партии зачастую сохраняют решающее влияние на принятие решений КПК.

Роль Коммунистической партии

Правящей партией является Коммунистическая, однако, вопреки расхожему заблуждению, это не единственная партия в стране. Помимо коммунистов, в Китае насчитывается еще 8 немногочисленных демократических партий, каждая из которых имеет свой устав, печатный орган и прочие атрибуты самостоятельности.

Несмотря на то, что правящая Коммунистическая партия на постоянной основе взаимодействует с остальными партиями в форме регулярных консультаций и совещаний, принципиального влияния на политику страны они не имеют. Некоторые члены демократических партий избираются в ВСНП и местные собрания, а иногда даже назначаются на руководящие посты в госорганах, но, как правило, на вторые роли, не выше заместителя.

Согласно китайской Конституции, ВСНП является высшим органом, принимающим решения. Поскольку съезд партии обычно созывается раз в пять лет, Центральный Комитет Коммунистической партии уполномочен действовать, когда Собрание не заседает.

Политбюро же может действовать от имени ЦК, когда последний не заседает, а Постоянный комитет (ПК) Политбюро руководит работой Политбюро. Секретариат отвечает за повседневную работу ЦК и Политбюро. Генсек партии председательствует в Секретариате, а также отвечает за созыв заседаний Политбюро и его ПК.

Секретариат работает при необходимости через несколько отделов (например, отдел организации или отдел пропаганды) при ЦК.

До 1982 года КПК имела председательство, уникальное среди правящих коммунистических партий. Мао Цзэдун занимал этот пост до своей смерти в 1976 году, а Хуа Гофэн был председателем вплоть до отстранения от должности в 1981 году.

Ху Яобан занимал пост председателя партии до тех пор, пока эта должность не была упразднена в 1982 году. Решение переформатировать эту должность стало частью усилий по уменьшению шансов на то, что какой-либо из лидеров снова узурпирует власть над партией, как это сделал Мао.

Правительство Китая по-прежнему имеет председательство, но его полномочия сравнительно ограничены.

Распределение власти между ведущими органами КПК, а также между ними и Государственным советом постоянно меняется. ПК Политбюро и Политбюро в целом уполномочены принимать решения по любому вопросу.

Секретариат тоже иногда играл чрезвычайно активную роль, встречаясь чаще, чем Политбюро или его Постоянный комитет, и принимал много важных решений от своего имени.

Точно так же Государственный совет принял много важных решений, но строго по усмотрению руководства КПК.

Теоретически, КПК устанавливает основные направления политики и широко контролирует их реализацию. КПК также берет на себя основную ответственность за привитие «правильных ценностей» населению. Правительство, согласно теории, несет ответственность за проведение политики КПК, принимая необходимые решения по мере возникновения вопросов.

Конечно, такое четкое разделение труда быстро размывается по ряду причин.

Так, например, лишь с конца 1970-х годов были предприняты согласованные усилия для назначения разных людей на ключевые руководящие должности в КПК и правительстве.

До этого времени один и тот же человек возглавлял и комитет КПК, и правительственный орган, отвечающий за любую область. На высшем уровне премьер-министр правительства и председатель партии продолжают заседать в Политбюро КПК.

Источник: https://MyChinaExpert.ru/gosudarstvennoe-ustrojstvo-i-politicheskaya-sistema-kitaya/

Юр-совет
Добавить комментарий